Научная деятельность

Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности.
Дистервег

Научная деятельность НШП «АКМЕ» регламентируется психолого-дидактическими принципами, соответствующими ее основному целевому назначению и приоритетному проблемному содержанию. За основу систематизации этих принципов взята гуманитарная парадигма, а именно личностно ориентированный подход в организации научно-образовательной деятельности учителя. Перечислим эти системообразующие принципы деятельности НШП «АКМЕ».

1. Принцип личностного целеполагания педагога: научно-образовательная деятельность каждого участника школы осуществляется на основе и с учетом его личных образовательных целей, целей профессионально-личностного развития и реализации профессионально-личностной перспективы. Данный принцип опирается на глубинное качество каждого человека - способность к постановке целей своей деятельности, когда независимо от степени осознанности своих целей он живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение учителя по отношению к участию в Научной школе педагогов и приобщению к научной деятельности позволяют ему поставить для себя конкретные образовательные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять свою индивидуальную послевузовскую образовательную траекторию, выбирать формы и способы своего вхождения в науку, определять содержание и темпы занятий. Учитель обозначает интересующие его педагогические проблемы, консультируется по этому поводу с руководителем НШП, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей программой деятельности школы. Таким образом, принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей своего участия в деятельности НШП.

2. Принцип выбора педагогом индивидуальной образовательной и научно-исследовательской траектории: учитель имеет право на осознанный и согласованный с научным руководителем школы выбор проблемного поля (темы) исследования и основных компонентов своей научно-исследовательской деятельности - смысла, идей, задач, темпа, форм и способов своего научного образования, системы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) результатов научно-исследовательской деятельности. Личностная самореализация учителя в условиях деятельности Научной школы возможна лишь в условиях свободы выбора и осознания собственной ответственности за результаты своего послевузовского (постдипломного) образования, за успешность своего вхождения в науку и дальнейшего пребывания в ней.

Данный принцип устанавливает рядоположность создаваемого педагогом личностного содержания постдипломного образования и отчасти задаваемого ему извне режима и содержания в рамках НШП. Практически любой элемент образования в НШП, проблематики исследования, а также любой вариант деятельности реализуются с помощью собственного выбора или поиска учителя - участника НШП. Педагог может не только выбирать образовательно-деятельностные компоненты из предлагаемого ему в рамках НШП набора, но и создавать собственные элементы своей научно-образовательной траектории. В то же время свобода творческого самовыражения, выбора тематики исследования и научно-образовательной траектории педагога в рамках программы деятельности Научной школы предполагает организационно-технологическую заданность методологии его деятельности. Педагог создает научный продукт и получает образовательное приращение тогда, когда овладевает основами научно-исследовательской (креативной, когнитивной, организационной и др.) деятельности. Научному руководителю предстоит научить педагогов методологии педагогического исследования, вооружить необходимым инструментарием научного познания.

3. Принцип продуктивности обучения и научно-исследовательской деятельности педагога: главным смыслом и целевым ориентиром вхождения в Научную школу является личное образовательно-деятельностное приращение учителя, складывающееся из его внутренних и внешних продуктов научно-исследовательской деятельности.

Продуктивное участие в научно-исследовательской деятельности и освоение методологии научного познания ориентированы не столько на изучение учителем уже известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение педагогом в перспективе научного продукта (написание монографии, пособия, подготовка и защита диссертационного исследования). Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием профессионально значимых личностных качеств педагога, соответствующих изучаемой проблемной области в педагогике.

Читать далее