4. Принцип пропорциональности взаимообмена и преобразующего взаимодействия участников Научной школы. Освоение способов профессионального бытия в научно-исследовательской деятельности представляет собой целенаправленный полисубъектный процесс развития и позитивного изменения межличностных и ролевых отношений участников педагогического и научного взаимодействия, научно-образовательного процесса в рамках Научной школы. Этот процесс профессионально-личностного развития педагогов состоит в согласованной коррекции имеющихся проблем и формировании личностно ориентированной направленности в ходе совместного освоения и реализации научно-исследовательской деятельности. Вклад каждого участника Научной школы педагогов в названный процесс значим для всех.

Преобразующее образовательное взаимодействие педагогов Научной школы предполагает ориентацию всех субъектов научно-исследовательской деятельности на взаимное, одновременное изменение, со-трансформацию в ходе совместной научной деятельности по достижению поставленной цели.

5. Принцип единства самообразования и организованного образовательного взаимодействия в рамках Научной школы педагогов: обеспечивает развитие мотивов самообразования, самосовершенствования в профессиональной деятельности, формирование готовности учителя к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

В рамках Научной школы построение научно-образовательной деятельности происходит на основе выявления и восполнения деятельностных “дефицитов” педагогов и развития у них новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется по достижении определенной степени освоения методологии научного познания и достаточно высокого уровня развития субъектности учителя, его субъектной активности. Образовательная среда Научной школы способна к компенсации недостатка ресурсов педагога в самостоятельной работе, в самообразовании. Стратегия взаимодействия педагогов Научной школы направлена на поддержку, активизацию, реализацию и развитие личностного потенциала субъектов научно-исследовательской деятельности.

6. Принцип интеграции и единства личностного и профессионального развития педагога. Деятельность педагога в Научной школе может быть одной из сфер реализации его личности, а личное пространство - источником проблематизации и обновления профессиональной деятельности, освоения педагогом научной деятельности; личное пространство «отвечает» за индивидуальность человека, а профессиональное - за вовлечение человека в социокультурный контекст его деятельности. Когда учитель становится субъектом своей научно-исследовательской деятельности, он реализует в ней свою индивидуальность, «встраивает» свои профессиональные успехи и достижения в процесс своего личностного роста, то и личностный рост становится средством профессионального развития.

7. Принцип ценностно-смыслового согласования позиций и смыслов деятельности всех участников Научной школы. Ведущие идеи - полифонии и целостности, автономности и интеграции, открытости и свободы - становятся определяющими характеристиками гуманитарной деятельности Научной школы в аспекте обеспечения профессионально-личностного развития педагогов. Ценностное единство предполагает активизацию субъектности и иную культуру общения участников данного процесса (они же одновременно - субъекты профессиональной педагогической деятельности) в ходе взаимообогащающей научно-образовательной и исследовательской деятельности по приоритетной теме.

8. Принцип методологической рефлексии научно-образовательной и исследовательской деятельности педагога: научно-образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием участниками НШП.

Рефлексия - это осознание способов научной и исследовательской деятельности, обнаружение ее смысловых оснований, выявление собственных образовательных и ценностных приращений, т.е. постоянное осмысление педагогами всех основных параметров собственной деятельности в рамках НШП и степени ее успешности. Формы образовательной рефлексии могут быть различны. Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы участник научной школы в полной мере осознавал ценности, смыслы, результаты собственной научно-образовательной и исследовательской деятельности, самостоятельно проектировал и конструировал ее в соответствии со своими целями и программами, осознавал возникающую проблематику и другие результаты.

Названные принципы выступают исходными положениями построения стратегии деятельности Научной школы педагогов «АКМЕ». Следование данным принципам позволит научной школе в целом и каждому ее участнику в отдельности достичь поставленные научные цели. Реализация данных принципов обеспечивается учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации научно-образовательной и исследовательской деятельности учителя в конкретном образовательном учреждении.

Назад