ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОРСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ ПЕДАГОГОВ «АКМЕ»
под руководством доктора педагогических наук М. И. Лукьяновой

2.2. Цели и задачи

2.2. Целями создания и деятельности Научной школы педагогов как научного сообщества являются:

  • овладение методологией научного познания;
  • подготовка научно-педагогических кадров;
  • формирование профессиональной готовности учителя к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
  • углубленное изучение теоретических и методологических основ психолого-педагогического исследования, педагогических систем, процессов, явлений;
  • овладение общенаучными методами системного, функционального и статистического анализа педагогической действительности, расширение научного кругозора;
  • реализация совместной исследовательской деятельности по программе автора школы и под его научным руководством.

2.3. Основные задачи Научной школы педагогов как научного сообщества таковы:

  • формирование системы научных взглядов педагогов;
  • развитие интереса к исследованию педагогической реальности, профессионального самосознания учительства;
  • повышение уровня профессионального образования педагогов, их научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;
  • удовлетворение потребности учителя в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, в простраивании профессионально-личностной перспективы;
  • развитие личности учителя, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях педагогической действительности и профессиональной деятельности;
  • создание условий, способствующих повышению уровня профессионального самосознания педагогов, их профессионально-личностному росту, укреплению личностно ориентированной позиции и гуманистических характеристик профессионального менталитета.

2.4. Деятельность авторской Научной школы педагогов осуществляется по единой научно-исследовательской программе «Акмеология образования». Функцию управления исследованием осуществляет научный руководитель школы.

2.5. Открытие авторской Научной школы педагогов обусловлено следующими целевыми установками:

  • обеспечение высокого научного и методического уровня непрерывного профессионального образования педагогов;
  • содействие развитию научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности педагогов образовательных учреждений как условия повышения качества и эффективности образовательного процесса в них;
  • поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности учителей;
  • выполнение научных исследований по актуальным проблемам профессиональной, педагогической и управленческой деятельности;
  • организация внедрения в педагогическую практику результатов научных исследований и разработок.

2.6. Основными задачами деятельности авторской Научной школы педагогов являются:

  • изучение инновационных процессов, происходящих в образовательных учреждениях Ульяновской области, научно-методическое обеспечение перевода их в режим экспериментальной работы по развитию образовательного учреждения;
  • проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающих процессов и их влияния на формирование самосознания учащихся и педагогов;
  • изучение и разработка условий успешной адаптации новых образовательных программ, учебных пособий, технологий, гибких структур личностно ори-ентированного образования детей;
  • анализ педагогического опыта учителей, изучение динамики их профессионально-личностного роста, процесса развития психолого-педагогической компетентности, становления и диверсификации их профессионального менталитета как фактора развития профессионализма и творчества;
  • разработка исследовательских (мониторинговых) программ, научных гипотез и концепций развития профессионализма педагога, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологий, направленных на достижение наивысшего уровня профессионализма и обеспечивающих профессионально-личностный рост педагогов и учащихся; разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научно-исследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам – участникам научной школы в разработке и проведении индивидуальных инициативных экспериментально-исследовательских работ.

2.7. Деятельность авторской Научной школы педагогов регламентируется психолого-дидактическими принципами, соответствующими ее основному целевому назначению и приоритетному содержанию. За основу систематизации этих принципов взята гуманитарная парадигма, а именно личностно ориентированный подход в организации научно-образовательной деятельности учителя. Такими системообразующими принципами являются:

  • принцип личностного целеполагания педагога;
  • принцип выбора педагогом индивидуальной образовательной и научно-исследовательской траектории;
  • принцип продуктивности обучения, взаимодействия и научно-исследовательской деятельности педагога;
  • принцип пропорциональности взаимообмена и преобразующего взаимодействия участников Научной школы;
  • принцип единства самообразования и организованного образовательного взаимодействия в рамках Научной школы педагогов и в целом в условиях ло-кальной профессиональной среды;
  • принцип интеграции и единства личностного и профессионального развития педагога;
  • принцип ценностно-смыслового согласования позиций и смыслов деятельности всех участников Научной школы педагогов;
  • принцип методологической рефлексии научно-образовательной и исследовательской деятельности педагога.

2.8. Содержание работы Научной школы педагогов предусматривает отслеживание закономерностей и отдельных показателей профессиональной деятельности педагогов на протяжении длительного периода, анализ положительных и негативных явлений в развитии профессионализма и творчества педагогов, возникающих в ходе развития отдельных компонентов целостного педагогического процесса в рамках обязательного следования приоритетной теме авторской Научной школы.

Обязательным блоком в содержании деятельности авторской Научной школы педагогов является:

  • изучение закономерностей и технологий развития профессионализма и творчества;
  • изучение процесса становления профессионального менталитета учителя как фактора развития его профессионализма и творчества, поиск путей, средств и методов его формирования на разных этапах педагогической деятельности;
  • определение направлений научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в рамках приоритетной темы Научной школы;
  • аналитические исследования, мониторинг уровня педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов, характеристик профессио-нального самосознания и изменений в нем.

Оглавление