От автора Научной школы педагогов «Акме»

Уважаемые учителя!

Главная функция Научной школы педагогов «Акме» – исследовательская. Однако, на наш взгляд, еще одним необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы, но и ее участниками.

Почему Научная школа педагогов называется «АКМЕ», а программа исследований обозначена как «Акмеология образования»? Нерешенность и сложность многих проблем теории и практики образования на рубеже XXI века в новых условиях социально-экономического и информационно-культурологического развития общества стали, как известно, причинами появления целого ряда интегративных наук об образовании. Это естественно, так как образование, как социальную сферу жизнедеятельности человека, нельзя рассматривать только как педагогическую реальность и сводить проблемы образования лишь к педагогическим аспектам. Система образования имеет многообразные связи с наукой и с обществом, и само образование является сферой функционирования системы научного знания. Каждая проблема образования представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, требующую интеграции знаний для ее анализа и решения. Проблемы образования становятся ядром новых научных дисциплин, основой конструирования научных областей «двойного подчинения» на стыке педагогического и другого знания.

Одной их таких научных областей стала акмеология образования. Это психолого-педагогическая наука, которая интегрирует знания о развитии человека в образовательной среде, о достижении вершин в жизнедеятельности и развитии человека в условиях образовательной деятельности в различных типах и видах образовательных систем. Именно акмеологический подход в качестве цели образования выдвигает целостное развитие человека и в качестве высшей ценности рассматривает индивидуальность.

В целях объективного и всестороннего исследования и развития образования, включая последипломное образование педагога и определение возможностей его профессионально-личностного развития, как полифункциональной педагогической реальности, необходимо использование интегрально-целостной методологии, в структуре которой должен занять свое достойное место и амеологический подход как новая методология образования. Акмеологический подход формирует высокую мотивацию достижения, стремление к успеху, к творчеству, к высоким результатам, к возрождению духовного мира человека, его духовному развитию и духовной зрелости. В связи с этим значительно возросла социальная роль системы последипломного образования педагога, ее стратегической идеологической функции. Перестройка самосознания учителя, раскрытие механизмов саморазвития и становления его индивидуальности представляются особенно важными в аспекте решения новых задач образования.

Как реализация научно-образовательной и педагогической функций, так и осуществление возможности неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы, предполагают ее организацию по такому способу, который допускает прямые контакты между всеми ее членами, характеризующиеся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного сообщества, инициативностью и самобытным стилем общения.

Надеюсь, что рождение Научной школы педагогов «АКМЕ» станет рождением нового исследовательского коллектива, реализующим оригинальную научно-исследовательскую программу, и творческим объединением учителей, неравнодушных к проблемам образования и перспективам своей профессиональной деятельности.


Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Лукьянова Маргарита Ивановна